Боевое братство  

мотоциклам Harley-Davidson у нас относятся по-разному. Одни обвиняют этот раритетный агрегат (отметивший, кстати, в прошлом году свой столетний юбилей) в технической непродвинутости, другие только и мечтают о том, чтобы оседлать "легенду". О легендарных машинах рассказывает корреспондент "Ъ-Спорта" Анна Ованесян.

Одна "слезинка" — еще не байк
История знаменитой марки началась в 1902 году, когда в скромном сарайчике на заднем дворе дома на углу 35-й авеню и Хайленд-стрит в американском городе Милуоки (штат Висконсин) Уильям Харли и два брата Дэвидсон — Артур и Уолтер собрали первый мотоцикл. Этот двухколесный агрегат был переделкой французского агрегата De Dion, поэтому официально первым мотоциклом компании считается сделанный годом позже аппарат полностью оригинальной конструкции. Тот раритетный образец до сих пор хранится в специальном стеклянном саркофаге в штаб-квартире компании в Милуоки.
Козырь современных мотоциклов марки Harley-Davidson в верности конструкторским решениям старых образцов. Первая верная харлеевская примета, дотянувшаяся до наших дней,— двигатель V-Twin с воздушным охлаждением, родившийся в 1909 году. Второй оригинальный признак — коробка передач, где первая включается из нейтрального положения вперед, а вторая и третья назад — появился в 1915 году. Тогда же был создан и третий символ подлинного Harley — спидометр на бензобаке. А в 1925 году Harley-Davidson начинает устанавливать на свои мотоциклы топливные баки обтекаемой формы — знаменитую "капельку", или, как ее еще называют, "слезинку".
Неизменный характер самого Harley, естественно, накладывает отпечаток и на его хозяина. Будучи ревностным поборником мотоклассики, он тем самым демонстрирует свою отстраненность от современности, отвергает жестокий диктат моды и исключает себя из сумасшедших ритмов повседневности. Неподдельный звук мотора означает для него куда больше, чем реальная скорость. Ему никуда не надо торопиться, ведь он уверен, что перед обладателем такой техники мир все равно рано или поздно распахнет свои ворота. И компания Harley-Davidson вот уже столетие честно подыгрывает своим "беспечным ездокам", видя цель не в том, чтобы производить двухколесные агрегаты для передвижения, а "продавать мечту, которая в седле мотоцикла становится былью". Захваченные идеей покорить в седле весь мир, с долей анархии в крови, суровые и шумные, разбирающиеся в "железках", но не фетишисты, закаленные и свободные, хранящие верность своей "легенде" — таким рисуется облик владельцев Harley-Davidson.
Владельцы Harley, вероятно, самое сплоченное байкерское сообщество. Да и сама идея байкерского братства была рождена харлеистами. Первые мотоциклетные клубы стали появляться в США сразу после второй мировой. Американские ветераны войны проводили встречи однополчан, на которые большинство приезжало верхом на своих боевых товарищах — Harley-Davidson WLA и XL. Постепенно постмилитаристская тема встреч сменилась на мотоциклетную, сборища стали традиционными, а объединения — постоянными. Сегодня сотни тысяч байкеров по всему миру сплочены в клубы вокруг Harley-Davidson. Среди них есть и официальные, созданные самим производителем, и неформальные, объединяющие компании мотоциклистов, периодически проводящих вместе досуг. Самая известная и многочисленная организация — HOG (Harley Owners Group), основанная в 1983 году в США и насчитывающая по всему миру более 550 тыс. своих приверженцев. Каждый, кто покупает новый мотоцикл Harley-Davidson, целый год автоматически является членом клуба. Членство можно продлить вплоть до пожизненного: $700 — и ты в HOG до конца своих дней. А значит, пользуешься почетом среди байкеров, покровительством на всевозможных фестивалях, слетах и ралли, скидками в сервисе, информационной поддержкой.
Самый грандиозный харлеевский слет в США ежегодно проходит в Дайтоне, куда стекаются десятки тысяч мотоциклистов. В Европе в подобное событие номер один превратилась "байкерская неделя". На берегу озера Факерзее в Австрии по осени традиционно собирается не меньше 20 тыс. харлеистов. Они демонстрируют себя и свою технику, пьют пиво и знакомятся, скупают экипировку и глядят на шоу каскадеров, устраивают парады и всевозможные шоу — стрип, тату и тюнинг.

Харлеестроительство
Помимо идеи байкерского родства в виде клуба Harley-Davidson породил и другую тему — крайней мотоциклетной индивидуализации в образе кастомов, или мотоциклов, сделанных под заказ. Единство байкерского духа не исключает эксклюзивного подхода к мотоциклетной технике. Кастомайзинг — строительство мотоцикла по индивидуальному заказу — стал формироваться в 50-е годы. Мотоцикл очевидно превращался из простого средства передвижения в средство выражения характера и стиля жизни своего владельца. Завод в Милуоки и сторонние тюнинговые фирмы начали выпуск широкого набора аксессуаров, деталей и целых узлов, позволявших не только отрегулировать мотоцикл под пропорции своей фигуры, но и сделать уникальным его внешний вид. В особом почете оказывались аппараты, построенные самостоятельно в собственном гараже. Именно построенные, а не собранные. Кастомы строят тщательно и с любовью — подобно тому, как строят собственный дом.
За основу берется сваренная собственноручно рама, на нее ставится стандартный или форсированный двигатель от Harley. И дальше все зависит от полета фантазии владельца.
Сегодня в преображении Harley можно выделить два основных подхода и несколько приоритетных направлений. Первый подход — в стремлении улучшить технические или ходовые характеристики аппарата. Это может быть увеличение эффективности торможения или форсировка двигателя, улучшение устойчивости или динамики. Другой путь — сосредоточиться на создании неповторимого внешнего облика мотоцикла. В итоге многие шоу-байки превращаются в произведения искусства, на которых уже невозможно, да и не нужно ездить. Самым популярным стилем кастома является чоппер — "рогатый" мотоцикл с увеличенной вилкой для неспешной и горделивой езды. Performance Cruiser более пригоден для динамичной езды и удовольствия от процесса управления мотоциклом. Dragster заточен под уличные гонки. Trike — устойчивый трехколесный мотоцикл, не требующий специальных навыков управления.
В России тоже постепенно формируется мода на кастомы. Сегодня, например, модно устанавливать на Harley непомерно широкие задние колеса — до 250 мм. Последний же писк — абсолютно весь мотоцикл (рама, бак, крылья, диски колес и двигатель), окрашенный в единый цвет. Цена кастомных агрегатов начинается, как правило, с $50 тыс.

"Кабаны" в волчьем логове
Вообще, харлеевская культура на российской почве только начинает давать всходы, хотя сами мотоциклы этой марки появились у нас уже в начале прошлого века — вскоре после рождения. В 1916 году на Harley-Davidson был даже установлен всероссийский рекорд скорости — 110 км/ч. Позже, в 30-е годы, правительство закупило партию Harley для нужд ОРУД (предшественник ГАИ). И, конечно, самый массовый десант американской двухколесной техники высадился во время второй мировой войны — знаменитые Liberator были поставлены в количестве 50 тыс. штук по ленд-лизу. Некоторые из них до сих пор не утратили способности к передвижению.
Современному клубному движению в России всего пять лет. Сформировалось оно вокруг мотосалона "Харли", который находится в "логове" у "Ночных волков" — на территории самой массовой столичной байкерской организации в Мневниках. В таком соседстве есть и очевидные плюсы — непосредственная близость к мотоциклетному люду придает мероприятиям демократизм и массовость, и конкретные минусы — чтобы именовать себя VIP-организацией (а владельцы Harley у нас самые что ни на есть "випы"), нужно иметь возможность отгородиться от толпы. Первый в России клуб владельцев Harley-Davidson провозгласил себя "Московскими кабанами" и просуществовал в активном режиме три года. В этом сезоне организаторский энтузиазм подхватил Московский Харли-клуб, планирующий устраивать кастом-шоу, Harley-party, совместные выезды на международные слеты.


Главная страница
Реклама:

Hosted by uCoz