Harley-Davidson и история американского Севера

С высоты столетия

Подлинную важность определенных событий и начинаний можно постичь только с течением времени. С высоты столетия 1903 год можно считать переломным в истории развития промышленности и транспорта. Сто лет назад начала свою деятельность Ford Motor Company, дав старт эпохе массового производства и массовой автомобилизации.

Сто лет назад один из братьев Райт впервые совершил управляемый полет на аппарате тяжелее воздуха (юбилей будет отмечаться 17 декабря) — человечество вступило в эпоху авиации. Генри Форд и братья Райт были соседями и добрыми знакомыми, а северные штаты США — индустриальным центром динамично развивающейся страны. И Форд, и Райты к тому времени уже были опытными инженерами, хорошо знали, чего хотели, да еще и располагали определенными средствами

Был и другой американский Север

В предместьях крупных промышленных центров и в провинциальных городках не каждый мог держать коня, уже не говоря об автомобиле. Самым популярным видом индивидуального транспорта был велосипед. Но мечтать могли все. Сто лет назад в расположенном в 80 километрах от Чикаго городке Милуоки двадцатилетний Артур Девидсон и старший на год Уильям Харли выкатили из маленькой мастерской свой первый мотоцикл. Двое молодых людей не изобрели ничего нового, они просто все «свободное от основной работы время» посвятили воплощению своей мечты. Работали с энтузиазмом, делали все старательно, для себя. О массовом производстве тогда никто не мечтал. За 15 лет качественно воплощенная общая мечта превратила мастерскую в крупнейшую в межвоенный период компанию по производству мотоциклов.

Две мировые войны, периоды взлетов, грань банкротства, честность производителя и верность потребителей, легендарное прошлое и фантастическое возрождение...

В конце XX века мотоциклы Harley-Davidson признаны продуктом, наиболее полно отражающим «американский дух».

Первые американские мотоциклы Orient-Aster (с французскими двигателями) появились в 1898 году. В 1901-м первую продукцию выпустила фирма Indian Motorcycles. Когда энтузиасты из Милуоки возились со своим первым изделием в сарайчике размером 3 х 4,5 м, Indian уже была лидером американского рынка. Первым покупателем мотоцикла, изготовленного Артуром Девидсоном и Уильямом Харли, стал их школьный товарищ; еще один мотоцикл они продали в Чикаго, третий — оставили себе, чтобы было на чем ездить. Постепенно в дело вовлекались другие члены семьи Девидсонов.

Помогали друзья и знакомые. Уже через два года семейное дело превратилось в настоящий бизнес — пришлось нанять первого «постороннего» работника. В 1907 году к Уильяму Харли и братьям Артуру и Уолтеру Девидсонам присоединился, бросив работу на железной дороге, еще один их брат — Уильям. Официально образовалась корпорация Harley-Davidson Motor Company с равными долями четверки владельцев. Мотоциклы становились все более популярны, устраивались всевозможные соревнования.


SOFTAIL DEUCE,
NIGHT TRAIN,
FAT BOY,
SPRINGER,
HERITAGE
всего — 7 моделей
В отличие от Indian, чьи мотоциклы гоняли «на скорость», Harley-Davidson преимущественно участвовал и побеждал в «гонках на выживание». Впоследствии оказалось, что в стране, где еще не было хороших дорог, надежность при любых условиях и прочность ценятся у потребителей больше, чем динамика и максимальная скорость.

В 1908 году Уолтер Девидсон победил во всеамериканских соревнованиях на выносливость и надежность. Еще через три дня он же установил на своем мотоцикле еще и рекорд экономичности — 188,2 мили на галлоне топлива (2 л на 100 км).

В тот же год для Детройта произвели первые полицейские «Харлеи». В 1909-м компания внедрила в производство двигатель с двумя цилиндрами, размещенными V-образно с углом 45о. «V-twin» впоследствии стал основным двигателем мотоциклов Harley-Davidson. Не менее важным событием стало решение о начале отдельного производства и продаже запасных частей. С 1910-го на продуктах компании появился новый, ныне хорошо известный, «геральдический» фирменный знак. Популярность продукции Harley-Davidson быстро росла, производство также старалось не отставать.

В 1920 году Harley-Davidson Motor Company опередила конкурентов и до конца 30-х была крупнейшим в мире производителем мотоциклов. Великая депрессия немного пошатнула ее позиции, но не сбросила с «пьедестала», даже заставила руководство активнее работать над совершенствованием конструкции и внимательнее отслеживать запросы рынка. Машины стали красить в разные цвета, а с 1933 года на каплевидных бензобаках «Харлеев» появилось изображение орла в стиле модерн. После кризиса на американском рынке остался только один конкурент — тот самый Indian, который с новыми владельцами «дотянул» до начала 60-х. Во время войны обе фирмы работали на армию. После войны спрос на мотоциклы поутих.

В 1953-м, когда Harley-Davidson с размахом праздновал свое пятидесятилетие, ее единственный конкурент прекратил производство мотоциклов. Это был первый сигнал, но руководство в Милуоки его проигнорировало — позиция монополиста на рынке притупляет бдительность не хуже виски. Инженеры совершенствовали конструкцию, спортсмены добывали победу за победой, мотоциклы, уже ставшие легендой, «воспевал» Голливуд... Но «золотые времена» кончились: на рынок вышло молодое поколение потребителей, появились конкуренты из Японии.

И опять исторический парадокс: свою первую экспортную продукцию еще в 1912 году американская фирма отправила в... Японию. Более того, первые мотоциклы — Rikuo — японцы стали выпускать в 1935 году на основе лицензии и на оборудовании Harley-Davidson. С 1960 года американцы, наконец, бросились спасать ситуацию. На рынке появился первый (и единственный) харлеевский скутер, в США стали завозить легкие (125 — 250 см3) мотоциклы, изготовленные совместно с итальянской Aermacci. Все эти меры не дали желаемого результата и в 1969 году контроль над фирмой перешел к компании AMF (American Machinery and Foundry).


Уильям Девидсон (Вилли Джи)
Специалисты и фанаты по-разному оценивают этот период в истории марки. Но как бы там ни было, AMF удержала производство от развала, даже построила новый завод в Пенсильвании. С 1970 года группу проектантов возглавил внук одного из учредителей Вильям Девидсон (фаны называют его Вилли Джи). Вместе с соратниками ему удалось вернуть интерес к мотоциклам Harley-Davidson, однако конкуренты продолжали натиск, марка теряла имидж, AMF даже хотела изменить логотип. В конце 70-х уже американцам пришлось ехать в Японию «изучать передовой опыт», особенно организационный и технологический.

В феврале 1981 года 13 топ-менеджеров заключили соглашение о намерении выкупить свою компанию у AMF, в июне того же года Harley-Davidson вернула себе независимость.

Правительство США, в конечном счете, стало на защиту «отечественного производителя», обложив тяжелые японские мотоциклы дополнительными налогами. Компания выиграла какое-то время на необходимую модернизацию и уже через два года обратилась с просьбой отменить пятилетние санкции против конкурентов, что вызвало уважение не только у давних сторонников. Маркетинговой стратегией фирмы руководил Клайд Фесслер. Он опять повернул компанию «лицом» к потребителю, восстановил доверие к марке «превзойдя ожидания» клиентов.

Негативный в глазах общественности образ байкеров — «ангелов ада» он сменил на противоположный, учредив клуб владельцев мотоциклов «Харлей» (H.O.G.). Сервисные станции и магазинчики дилеров Фесслер превратил в бутики, где можно купить разнообразные аксессуары, одежду и сувениры с маркой Harley-Davidson, а производство всего этого — в отдельное направление деятельности фирмы и доходный бизнес. Фесслер с единомышленниками превратил марку в один из самых мощных мировых брендов и стал зарабатывать немалые деньги на лицензировании использования на продуктах других фирм легендарного товарного знака Harley-Davidson. Все руководители компании — члены H.O.G. и регулярно посещают байкерские тусовки, постоянно поддерживая контакт с клиентами.

Легендарной фигурой среди братства байкеров стал Вилли Джи. 65-летнего шефа дизайнеров Harley-Davidson можно часто увидеть в гуще «клиентской массы» среди многочисленных впечатляюще разрисованных и смело модернизированных мотоциклов. Harley-Davidson опять стал «иконой».

Сегодня компания с 22% занимает второе (после Honda — 28%) место на американском рынке мотоциклов, но полностью доминирует в секторе тяжелых (и недешевых) машин, где ее доля втрое больше. В 1987 году она снова вышла на американский фондовый рынок и быстро стала любимицей нью-йоркской биржи. Общий годовой оборот компании превышает 4,5 млрд долларов при рентабельности более 30%. За последний год стоимость ее акций выросла на 47%. В этом году компания планирует произвести 300 000 мотоциклов.

Сегодняшние байкеры — уже не «хулиганы» конца 60-х. Средний владелец мотоцикла Harley-Davidson — женатый мужчина «за сорок», с общим годовым доходом свыше 70 000 долларов, часто с высшим образованием. За последние годы доля женщин среди владельцев мотоциклов возросла с 2,5 до 10% (несмотря на то, что мотоциклы Harley-Davidson крупные и тяжелые, благодаря хорошо рассчитанной конструкции и низкому центру тяжести, ими довольно легко управлять). Изменение демографической ситуации и растущий возраст байкеров вынуждают руководство компании понемногу продвигать на рынок новые продукты, рассчитанные на молодое поколение, но уже без фанатизма 60-х, не нарушая традиций и имидж марки.

В праздновании столетнего юбилея, которое началось еще в мае с грандиозного байкерского тура по дорогам Америки, уже приняли участие почти полмиллиона сторонников Harley-Davidson. Ожидается, что на заключительную церемонию в конце августа съедутся больше двухсот тысяч мотоциклистов со всего мира.


Главная страница, прочее -

Hosted by uCoz